Столичные власти хотят рассредоточить «этнические анклавы» в школах. Детей мигрантов хотят постепенно распределять в обычные классы столичных школ. Об этом заявила на «круглом столе», посвященном интеграции мигрантов, заместитель руководителя столичного департамента образования Наталья Шерри. По мнению чиновников, сложившаяся традиция обучения детей иностранцев не позволяет им адаптироваться для жизни в столице. Эксперты считают, что не говорящего по-русски ребенка сможет обучить не каждый учитель.
«Для нашего образования предпочтительна поликультурная модель интеграции, когда ребенка, для которого русский не является родным языком, быстро погружают в основной образовательный поток», — заявила Наталья Шерри. На сегодняшний день в столичных школах сложилась иная традиция обучения детей иностранцев, когда в отдельных школах образуются «этнические анклавы». Процесс перехода к новой модели адаптации должен быть плавным, уверены в департаменте, поэтому ситуацию будут менять за счет формирования первых классов. «С этого года у нас идет электронная запись в первый класс по территориальному признаку», — пояснила Шерри.
Это означает, что вне зависимости от места своего рождения дети станут поступать в школы по месту своего проживания. Поэтому с 1 сентября 2012 года в любой столичной школе могут начать свое обучение дети трудовых мигрантов, в том числе и не говорящие на русском языке. «Соответственно для нас стоит задача, чтобы сегодня каждая школа на всех 125 территориях в Москве и каждый учитель сумели принять такого ребенка», — заявила Наталья Шерри. По данным департамента образования, среди дошкольников дети трудовых мигрантов составляют 1% от общего количества, а среди школьников — 3%, или порядка 28 тыс. человек.
С начала 2000-х обучением детей, которые не говорят по-русски, занимались в специальных школах русского языка. В 13 столичных школах иностранцы проходят языковой курс, а затем продолжают обучение в общеобразовательных классах. Для интеграции этого недостаточно, полагают в столичном правительстве. «Поскольку нет погружения учеников в среду, где они будут жить, создается такой эффект, как «видимость знания языка», — рассказала Шерри. По ее словам, маленькие иностранцы после такого обучения говорят по-русски, но свободно общаться не готовы.
«Перераспределять детей, которые прошли обучение в школах русского языка, было бы правильно», — полагает старший научный сотрудник центра международных образовательных программ Московского института открытого образования Елена Амельченко. Она не первый год разрабатывает программы обучения русскому языку для детей мигрантов. «Учитель по месту жительства может быть не готов принять ребенка совершенно без знаний русского языка, даже если он обладает знаниями, как вести с ним занятия», — отметила Амельченко.
Первоклассников без знания языка отдавать в обычные классы нельзя, подтверждает директор школы №1076 Светлана Фомичева. В ее школе детей иностранцев учат русскому уже пятый год. Она отметила, что территориальное распределение в этом году носит характер эксперимента. «Сейчас еще хотят распределять детей после окончания школ русского языка по месту жительства. Это логично, но для моей школы, например, ничего не изменится. Большинство учеников уже живут нашем микрорайоне», — пояснила Фомичева.
Против того, чтобы приписывать детей к школам по месту жительства, руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева. «Мигранты все время находятся в процессе перемещения по городу в поисках более дешевого жилья, поэтому распределять их детей в школы по месту жительства совершенно нецелесообразно», — пояснила Джураева. Место жительства не решит проблему анклавов в столичных школах в тех микрорайонах, где сконцентрированы трудовые мигранты. Например, в Люблине, где до сих пор существует неофициальный чайна-таун Москвы.
источник mn.ru, eduhelp.info
Комментариев нет:
Отправить комментарий